Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с упражнениями для развития гитарной техники, то знайте, что кроме упражнений на веб-сайте имеется ещё обучающая литература для начинающих гитаристов (раздел «Уроки»). А также значительное нотное собрание, охватывающее все виды гитарной деятельности (раздел «Библиотека гитариста»).

Смена позиций

Download this PDF-file

Замещение, Скольжение, Скачки, Опережение…

Гаммы, пассажи и развитие виртуозности

Download this PDF-file

Мажорные, Минорные, Хроматические, Ломаные, Интервалами, На одной струне…

Арпеджио

Download this PDF-file

60 видов…

Баррэ

Download this PDF-file

Малое, Полубаррэ, Большое…

Легато

Download this PDF-file

Восходящее, Нисходящее, Смешанное…

Мелизмы

Download this PDF-file

Форшлаги, Морденты, Группетто, Трель…

Флажолеты

Download this PDF-file

Натуральные. Искусственные, Комбинированные (сложные)…

Арпеджиато, Глиссандо, Стаккато, Вибрато, Пиццикато

Download this PDF-file

а также Глиссандо-Легато, Подтяжка струны, Тамбурин, Тремоло, Тремоландо…

Мысли по поводу…

Упражнения для гитары, представленные на этой странице, входят в состав моего…


учебника «Гитарная Школа А.Носова» и предназначены для развития и совершенствования гитарной техники, включая освоение приёмов игры, повышение подвижности пальцев левой и правой руки, их силы и выносливости. Упражнения, за исключением стандартных гамм, эксклюзивны и являются плодом многолетней преподавательской деятельности. Сыграв их все, вы наилучшим образом подготовитесь к исполнению произведений любого уровня сложности.

 

Упражнения рассчитаны на широкий круг исполнителей, от начинающих гитаристов – до учащихся средних и высших музыкальных учебных заведений. Все необходимые сведения по их разыгрыванию размещены на титульных страницах документов.

 

Основная масса упражнений выходит за рамки любительской гитары, поэтому я не счёл возможным дополнять их табулатурой (как сделал это, например, в упражнениях на «Арпеджио» на странице «Аккомпанемент»), справедливо полагая, что продвинутым гитаристам подсказки такого рода ни к чему. Если же вы не относитесь к их числу или, как вариант, не владеете нотной грамотой, то самое время восполнить этот пробел, пройдя обучение в моей гитарной Школе. 1-й урок доступен для свободного скачивания (Раздел «Уроки игры на гитаре»), а стоимость остальных не нанесёт ущерба вашему финансовому бюджету.

 

А далее некоторая информация по предложенным темам…

 

Смена позиций. Позицией, применительно к игре на гитаре, называется фиксированное положение пальцев левой руки (по умолчанию отвечающей за изменение высоты звука) на грифе. Следовательно, смена позиции – это действие, связанное с перемещением положения левой руки из одной части грифа в другую («Позиции» – тема 15-го урока Гитарной Школы А.Носова).

 

В гитаре различают четыре способа смены позиций (Замещение, Скольжение, Скачки, Опережение), имеющие общие закономерности. Знание этих закономерностей и, главное, умелое их применение как раз и позволяет осуществлять переход из одной части грифа в другую не только технично (быстро и бесшумно), но и качественно (без перерыва в звучании и посторонних призвуков).

 

А это умение, в свою очередь, будет востребовано в любом виде гитарной деятельности, независимо от того аккомпанируете ли вы или солируете. Поэтому, если вы ничего не слышали о правилах смены позиции, то, прежде чем приступить к упражнениям, советовал бы почитать 51-й урок Гитарной Школы А.Носова, в котором сосредоточена подробнейшая информация по этому вопросу (раздел «Уроки»).

 

Гаммы – превосходное средство для развития мелкой исполнительской техники (мелкая техника, в свою очередь, это игровая ситуация, когда каждый следующий звук берётся на соседнем ладу или через лад). Где используется мелкая техника при игре на гитаре? При исполнении мелодических линий (в том числе, при поддержке аккомпанирующих гитарных голосов) и в пассажах.

 

Пассаж – последовательность звуков в быстром движении – не частый гость в гитарной литературе. Почему? Потому что виртуозов от гитары мало, и авторы, в том числе и я, вынуждены ориентироваться на средний исполнительский уровень, лишь изредка позволяя себе воплотить в нотах полёт фантазии, выраженный каскадом звуков виртуозной направленности. Впрочем, талант, помноженный на трудолюбие, способен творить чудеса. И, очень надеюсь, вы станете тем исполнителем, кому окажутся по плечу произведения высшего уровня сложности.

 

Знаете, в чём секрет колдовского очарования музыки Никколо Паганини, непревзойдённого итальянского скрипача и композитора? В прекраснейших мелодиях и… невероятно трудных пассажах, близких по духу к импровизационному стилю (имею в виду его скрипичные произведения, а не гитарные, которых тоже написано немало). А импровизация – это то, что интересно слушать, играть и наблюдать вживую.

 

Импровизация – это поток творческой исполнительской фантазии, воплощённой мышечными усилиями, в основе которых лежит… мелкая техника. Впрочем, выученная импровизация тоже производит потрясающий эффект, что и доказывают бессмертные творения Н.Паганини, не выходящие из моды несколько столетий к ряду.

 

Вывод, если хотите быть интересны вашим слушателям и получать удовольствие от игры, больше внимания уделяйте гаммам – волшебной лестнице на пути к пассажам и виртуозности, а я вам помогу в этом своими советами (см. раздел «Уроки»).

 

Арпеджио на гитаре, упрощённо, – это перебор струн. Успех данного вида техники, по большому счёту, зависит от действий пальцев правой руки, взаимодействующих со струнами с целью извлечения звука. Участвует при исполнении арпеджио и левая рука, пальцы которой складываются в аккорды: иногда типовые. а иногда и нет.

 

Любой гитарист, играющий на бытовом уровне, считает себя выдающимся исполнителем, если знает несколько переборов. А я предлагаю… 60 видов, каждый из которых рассматривается не только как отдельное упражнение, но и имеет сугубо практическое значение, служа шаблоном для песенного аккомпанемента. Более того, виды можно комбинировать (в рамках одинакового музыкального размера) и получать ещё большее количество переборов. Подробности в документе «Арпеджио» и, конечно, в моих уроках (тема «Арпеджио» изучается, начиная с 17-го урока).

 

Баррэ – это приём, заключающийся в одновременном прижатии нескольких струн одним пальцем. Приём, безусловно, могучий, упрощающий игру и позволяющий без особенных хлопот действовать в различных тональностях (при условии прижатия струн указательным пальцем, а не каким-либо другим). Если… гитарист умеет правильно его выполнять.

 

Правильно, это когда палец, участвующий в постановке баррэ, действует с силой, не превышающий предел, необходимый для качественного прижатия струн, а остальные пальцы совершенно свободны и готовы участвовать в извлечении дополнительных звуков (баррэ можно выполнить разными пальцами, поэтому их название здесь не конкретизировано). Любого другого подхода к выполнению баррэ нет ни для кого, ни для любителей аккомпанемента, ни, тем более, гитаристов-классиков.

 

И здесь возникает вопрос, как научиться брать баррэ (или научить, как вариант)? Если вкратце, нужен, как минимум, нормальный зазор между струнами и грифом (тема 1-го урока Гитарной Школы А.Носова) и натяжение струн, не препятствующее освоению этого приёма. Именно так. Ослабление стандартного натяжения струн для многих является единственным способом освоить приём правильно и безболезненно. Всё остальное вполне воспитуемо: и сила, необходимая для одновременного прижатия нескольких струн, и выносливость, и способность свободно действовать остальными пальцами при удержании «Баррэ». Подробности в документе «Баррэ» и, конечно, в моих уроках (изучение «Баррэ» начинается в 20-м уроке).

 

Легато – приём игры, входящий в сферу деятельности левой руки, по умолчанию отвечающей за прижатие струн к грифу, с незначительным участием правой или вовсе без неё на протяжении определённого игрового отрезка.

 

Легато, условно, делится на восходящее, нисходящее и смешанное, и различается по способу выполнения. Не буду вдаваться в подробности, всё это сделано в уроках с примерами, упражнениями, рекомендациями. Просто доведу до сведения, что наиболее трудным является нисходящий вид, и посоветую установить синтетические струны для его разучивания, если вы этого ещё не сделали. В противном случае намучаетесь…

 

Пишу здесь для тех, кто заинтересован в постижении всех видов гитарной техники, включая мелизмы (к ним перейдём ниже), встречающиеся в продвинутых произведениях и выполняемых при помощи легато. Хотя, приём легато, безусловно, полезен всем гитаристам, независимо от целей и задач, которые они ставят перед собой. Полезен тем, что облегчает исполнение пассажей и разнообразит звучание, смягчая звук.

 

Мелизмы. В 68-м уроке начинается изучение мелизмов – мелодических украшений (если угодно, своеобразных музыкальных виньеток). Начнём с форшлагов, затем освоим морденты, группетто и трели.

 

Что можно сказать о мелизмах в обзорной статье? Во-первых, то, что они реально украшают мелодию и применяются едва ли не в любом произведении романтического стиля. Поэтому, если вы поклонник испанских авторов или мечтаете играть венгерскую, цыганскую музыку, русские романсы, то это именно для вас. Хотя, конечно, наличие мелизмов в тексте не зависит от национальности автора или его географического положения. Во-вторых, то, что они выписываются мелкими нотами (точнее, нотами более мелкого шрифта) или… обозначаются специальными значками, требующих расшифровки.

 

Не сомневаюсь, вы видели мелизмы, если просматривали когда-нибудь ноты для «продвинутых» исполнителей. И, не сомневаюсь, задавали себе вопросы, типа: «Как рассчитать протяжённость мелких нот?», «Как сочетать их с нотами, относящимся к другим гитарным голосам?». Так вот, для успешного прочтения мелизмов надо знать, что каждый гитарный голос самостоятелен в записи (голоса в гитарных нотах отображаются условно горизонтальными линиями с разнонаправленными штилями). И, что все мелкие длительности входят в состав следующей за ними основной ноты. Вкратце всё, а подробности в уроках (освоение нотации начинается со 2-го урока, а мелизмов – с 68-го).

 

Флажолеты – звуки, имитирующие пение флейты. Но это не единственное их применение при игре на гитаре. Флажолеты используются также для получения ультравысоких звуков, недоступных при обычном звукоизвлечении. Значит ли это, что флажолеты берутся особенным образом? – Именно так. Поэтому, если вы не в курсе их исполнения, советовал бы изучить ключевые уроки, посвящённые этой теме (141-й – натуральные флажолеты, 146-й – искусственные флажолеты, 150-й – комбинированные флажолеты), в которых прописано всё, что нужно знать об этом виде гитарной техники.

 

Советовал бы потому, что догадаться об особенностях извлечения флажолетов и их обозначениях самостоятельно невозможно. Например, если брать флажолеты не в том месте струн, не с той силой и не с той продолжительностью касания, они звучать не будут. И это только самый лёгкий вид флажолетов – натуральные. А ведь есть ещё искусственные и комбинированные, исполнять которые значительно трудней. В общем, читайте мои уроки, если ещё не в теме, в них всё прописано.

 

Арпеджиато и такие приёмы, как глиссандо, стаккато, вибрато, подтяжка струны, пиццикато, тамбурин, тремоло, тремоландо весьма часто используются при игре на гитаре, независимо от её типа (акустическая, электро), стиля исполняемой музыки (классика, джаз, фламенко, шансон), способа звукоизвлечения (пальцы, специальная пластина).

 

Используются, разумеется, с разной степенью интенсивности. Но это не означает, что электро-гитарист не должен владеть, допустим, приёмом «Тамбурин», а гитарист-классик приёмом «Подтяжка струны» или «Ложное вибрато». Должен! Хотя бы для того, чтобы расширить возможности своего инструмента. А потом… никто не знает на чём придётся играть завтра.

 

Очень надеюсь, что смог оказаться вам полезен.

 

Андрей Носов,
автор учебника «Гитарная Школа А.Носова»
и нескольких сот аранжировок для гитары соло,
голоса и гитары, и гитарных ансамблей.