Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с гитарным аккомпанементом, то советовал бы для начала ознакомиться с текстом на главной странице. Не исключено, после прочтения вам захочется овладеть всем миром под названием «Гитара», вместо того, чтобы довольствоваться его крохами, представленными в следующих документах.

Буквенно-цифровые обозначения аккордов

Download this PDF-file

Аккордовые обозначения всех стран и музыкальных жанров

Каталог аккордов для гитары

Download this PDF-file

Большой сборник гитарных аккордов с нотами и табулатурой

Приёмы народной манеры исполнения на гитаре (бой)

Download this PDF-file

Приёмы игры в стиле «Flamenco» – «Rasgueado», «Golpe» и пр.

Каталог ритмических рисунков

Download this PDF-file

Схемы боя для гитары

Арпеджио (перебор струн) на гитаре

Download this PDF-file

60 видов переборов с нотами и табулатурой

Мысли по поводу…

Тот материал, с которым вы могли ознакомиться на данной странице,…


безусловно, принесёт большую пользу гитаристам, заинтересованным в повышении качества аккомпанемента. Но он не предназначен для обучения игре на гитаре в высоком смысле этого слова. Не предназначен потому, что в нём не содержится сведений о правильном приложении рук к инструменту; и нет специальных упражнений, прививающих эту привычку.

 

Поэтому, если вы намерены с помощью этого материала (или любого другого, связанного с аккомпанементом «боем» или «перебором») учиться гитаре играя песни, советую одуматься. Знаю-знаю, сами умные и так далее… Но вдумайтесь, вы ещё ничего не знаете о гитаре. Не знаете как обустроить её для комфортных занятий; как избежать болевых ощущений на начальном этапе; как заставить слушаться собственные пальцы, упорно не желающие занимать нужное место на струнах; как освоить гитарные приёмы «баррэ» и «арпеджио» – сколь основные, столь и по своему трудные, – без которых не обходится ни одна мало-мальски продвинутый гитарный аккомпанемент.

 

Значит, если вам и удастся начать занятия, то на освоение каждой песни будете тратить гигантское время, и за годы труда наберёте весьма скудный репертуар сомнительного качества. И главное, привычка располагать руки не так, как нужно, а так, как хочется, не позволит совершенствовать свою игру. Совершенствовать не в плане развития аккордовой техники или действий правой руки, отвечающей, при условии стандартного расположения гитары, за извлечение звука, а в развитии навыков сольной игры.

 

Спросите, зачем нужен этот навык? Во-первых, затем, что, если вы человек молодой, не ясно ещё, что вам захочется в дальнейшем больше: петь под гитару или просто играть на ней. Во-вторых, у вас может попросту не оказаться голоса, а расстаться с гитарой будете не в силах. В-третьих, чтобы суметь сыграть вступление, проигрыш или окончание к любимой песне, присутствующей, не исключено, в оригинале.

 

Теперь рассмотрим другую сторону медали. Пройдя обучение в моей гитарной Школе, или любом другом квалифицированном месте, вы научитесь играть на гитаре музыку разных жанров и направлений, в том числе по нотам. Причём, играть соло, выдавая качественную музыку без поддержки других музыкальных инструментов или голоса (качественной музыкой, применительно к сольной игре на гитаре, я называю одновременное воспроизведение не менее трёх звуковых потоков).  Освоите все известные гитарные приёмы (у меня они все). Приобретёте навыки, способствующие будущему прогрессу и творческому росту. А уже песни-то будут покоряться с потрясающей лёгкостью. И всё это, заметьте, за то время, которое вы потратили бы на освоение пары десятков песен при самодеятельном их разучивании. Есть разница?

 

Как поступить, решать, безусловно, вам. Но, если надумаете – милости прошу в раздел «Уроки». 1-й урок доступен для бесплатного ознакомления, а стоимость остальных точно не является препятствием к их покупке (подробности в разделе «Информация» > «Оплата»).

 

Ну а чтобы подогреть ваш интерес к гитаре, предлагаю посетить раздел «Библиотека гитариста» и послушать, что можно сделать на гитаре (рубрики «Ноты + Табы», «Вокал и гитара», «Гитарные ансамбли» состоят исключительно из моих, Андрея Носова, аранжировок).

 

А далее некоторая информация по предложенным на данной странице веб-сайта темам…

 

Буквенно-цифровые обозначения – это способ записи отдельных звуков, аккордов и тональностей музыкальных произведений с помощью букв латинского алфавита, математических и нотных знаков, а также прочих специальных символов (подробности здесь: «Гитарная Школа А.Носова» > «Полезные материалы» > «Аккомпанемент» > «Буквенно-цифровые обозначения аккордов»).

 

Данная система записи имеет ряд преимуществ и недостатков.

 

ПЛЮСЫ. Во-первых, это простой способ разучивания новых произведений для музыкантов, играющих аккордами и не владеющих нотной грамотой.

 

Во-вторых, удобство считывания при игре аккордами (по сравнению с нотами). Причём, если музыкант хорошо знаком с обозначениями (точнее, умеет связывать их с реальными аккордами), то может играть с листа, без предварительной подготовки. Если же не знаком, то всегда может воспользоваться каталогом аккордов (большой каталог аккордов для 6-ти струнной гитары доступен для просмотра и скачивания здесь: «Гитарная Школа А.Носова» > «Полезные материалы» > «Аккомпанемент» > «Каталог аккордов для гитары»).

 

В-третьих, буквенно-цифровые обозначения оказывают помощь музыкантам, играющим в импровизационном стиле (независимо от того, какому инструменту эта роль отводится). Достигается это тем, что данные символы несут в себе точную информацию о текущей гармонии, что позволяет избежать фальши в сочетании с другими инструментами и не «заблудиться» в партитуре. Правда, для реализации данной возможности необходимо знание нотации и основ теории музыки. Поэтому, если вы ещё не в теме, можете изучить всё это здесь: «Гитарная Школа А.Носова» > «Уроки».

 

В-четвёртых, буквенно-цифровые обозначения, как и ноты, имеют единый стандарт для всего цивилизованного мира, а потому понятны любому музыканту, независимо от того, носителем какого языка он является. Данное качество представляется особенно ценным с наступлением эпохи Интернета и, как следствие, активного слияния культур. Причём не только с точки зрения аккордов, но и всех музыкальных дисциплин, в которых буквенно-цифровые символы находят весьма широкое применение.

 

МИНУСЫ. Во-первых, данные обозначения не дают представления ни о взаиморасположении звуков аккордов, ни об их высоте. Поэтому исполнитель вынужден сам решать, как расставить звуки аккорда и в каком месте грифа или клавиатуры их извлечь, что может не совпасть с задумкой автора, как правило предполагающего определённый нижний звук (для гитары басовый, основополагающий) и определённую высоту звучания аккорда.

 

Во-вторых, данные обозначения не сообщают о моменте вступления аккорда и о его протяжённости без дополнительных инструментов, в виде элементов нотации (нотные станы, тактовые размеры) или текстов песен (подробности в документе «Буквенно-цифровые обозначения аккордов» > «Применение буквенно-цифровых обозначений аккордов»).

 

В-третьих, буквенно-цифровые обозначения не раскрывают каким образом извлекать звуки аккорда – одновременно (бой на гитаре) или попеременно (перебор на гитаре), и с какой ритмикой.

 

ВЫВОДЫ. Буквенно-цифровые обозначения, несмотря на некоторые недостатки, будут полезны всем, чья деятельность, так или иначе, связана с музыкой.

 

Аккорды в моём (Андрея Носова) каталоге записаны нотами, содержат подробную аппликатуру левой руки, отвечающую за прижатие струн к грифу, и сопровождены табулатурой, позволяющей разобраться в аккордах гитаристам, не искушённым в нотации. Аккорды имеют все возможные обозначения, используемые в разных странах мира и в разных музыкальных жанрах. Поэтому вы не будете иметь проблем с расшифровкой аккордовых символов, принятых за рубежом или, скажем, в джазе.

 

Аккордов в каталоге много, и их, без сомнения, хватит для всех игровых ситуаций, связанных с аккомпанементом, независимо от стиля его ведения – переборы или бой (кстати, именно удобство ведения боя и явилось решающим фактором для подбора аккордов: все они исполняются исключительно на соседних струнах). Но… это лишь малая часть аккордов, которые можно взять на гитаре. Сюда не вошли аккорды, смежные звуки в которых располагаются через струну или несколько струн друг от друга. Равно, как не вошли и аккорды, содержащие открытые струны в середине структуры (за малым исключением). Количество таких аккордов несметно, поэтому ни записать их, ни выучить не реально.

 

Впрочем, квалифицированные гитаристы аккорды и не учат, как не пользуются и шпаргалками типа сборника аккордов. Они используют теоретические и практические схемы построения, дающие возможность составить и воспроизвести нужный аккорд любой сложности. Пополнить ряды квалифицированных гитаристов, выделяющихся не только отменной аккордовой техникой, но и блестящей сольной игрой, я вас и приглашаю, пройдя обучение в моей гитарной школе. Подробности на веб-сайте Гитарная Школа А.Носова, в разделе «Уроки».

 

Желаю успешного освоения материала, коллеги!

 

Андрей Носов,

автор учебника «Гитарная Школа А.Носова»

и нескольких сот аранжировок для гитары соло,

голоса и гитары, и гитарных ансамблей.