Если вы попали на эту страницу по запросу «Пение под гитару» или «Игра в ансамбле гитаристов», то советовал бы, для начала, ознакомиться с текстом на главной странице, чтобы знать, что представляет собой Гитарная Школа А.Носова в принципе, и чего ждать от обучения в частности.

Урок №161
#Интервалы. #Что такое интервалы. #Способы воспроизведения интервалов.

#Количественная и качественная величина интервалов. #Простые основные и производные интервалы. #Построение простых интервалов. #Составные (сложные) интервалы. #Диатонические и хроматические интервалы. #Консонирующие и диссонирующие интервалы. #Энгармонизм интервалов. #Обращение простых и составных интервалов.

 

161-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF.


Урок №162
#Лад, тональность. #Мажор и построение мажорных звукорядов.

#Минор и построение минорных звукорядов. #Одноимённые и параллельные тональности мажора и минора. #Энгармонизм тональностей. #Принцип появления и порядок расстановки знаков альтерации при ключе. #Определение количества (и качества) знаков при ключе, без построения звукорядов.

 

162-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF.


Урок №163
#Аккорды. #Трезвучие. #Построение мажорного, минорного, уменьшенного и увеличенного трезвучия.

#Основной вид трезвучия. #Обращение трезвучия. #Септаккорд. #Построение септаккордов: малый мажорный и минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный, большой мажорный и минорный, большой с увеличенной квинтой. #Обращение септаккорда.

 

163-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF.


Урок №164
#Нонаккорд. #Построение нонаккордов: малый мажорный и минорный с малой септимой,…

малый с уменьшенной квинтой и септимой, большой мажорный и минорный с малой септимой, большой мажорный и минорный с большой септимой, большой с уменьшенной и увеличенной квинтой,  увеличенный с чистой и увеличенной квинтой. #Обращение нонаккорда. #Ундецимаккорд. #Терцдецимаккорд. #Септаккорд с заменённым тоном. #Построение септаккордов с заменённым тоном: малый и большой с квартовым тоном, большой с увеличенной квартой. #Обращение септаккорда с заменённым тоном. #Аккорд с добавочным тоном. #Построение аккордов с добавочным тоном: мажорное и минорное трезвучие с добавленной большой секстой, увеличенное трезвучие с добавленной большой секстой, мажорное и минорное трезвучие с добавленной малой секстой. #Обращение трезвучия с добавленной секстой.

 

164-й урок состоит из 21 страниц формата А4, PDF.


Урок №165
#Буквенно-цифровые обозначения аккордов. #Перечень аккордов.
165-й урок состоит из 4 страниц формата А4, PDF.

Мысли по поводу…

О гитарном аккомпанементе вокалу. Уроков с этой темой пока нет. Поэтому считайте следующий текст их анонсом.


Зачем нужно уметь аккомпанировать вокалу? – Затем, что это едва ли ни единственное, что потребуется

при игре в компании, куда вы неминуемо когда-то попадёте, как член социума. Как правило, собравшиеся наслышаны, что вы играете на гитаре, и будут просить сыграть что-нибудь. И под «что-нибудь» неизменно подразумевается именно пение под гитару или аккомпанемент их пению, если знают, что у вас проблемы с вокалом. Можете верить, за долгие годы общения с гитарой где я только не играл, и по каким поводам. И везде одно и то же: сольное инструментальное исполнение людей интересует мало, как бы вы не играли, все жаждут пения под гитару: чтобы послушать и подпеть. Не потому ли такой вид деятельности гитариста, как аккомпанемент, распространён особенно широко?

 

Можно различить два вида аккомпанемента: аккомпанемент «с лёта» и аккомпанемент разученный. «С лёта», значит «подхватывать» мелодию без предварительной подготовки. И хорошо, если эту вещь когда-то слышал и имеешь представление о гармонии и характере аккомпанемента. Но бывает и так, что композиция не знакома вовсе, а играть надо (как же, ведь ты с гитарой). И здесь выручает знание закономерностей гармонии: конкретно, что за этим аккордом должен следовать этот, а за этим – вот этот. Не скажу, что попадаешь в аккорды, задуманные автором, постоянно (сто процентный результат не возможен из-за большого количества вариантов развития событий), но весьма часто. И это для игры «с лёта» уже неплохо: реноме гитариста не пострадало.

 

В уроках я буду рассказывать, как выработать в себе ощущение следующего аккорда. А сейчас ограничусь тем, что, кроме предугадывания гармонии потребуется ещё уверенное владение гитарной техникой, в том числе в сольной её части, для исполнения проигрыша. Именно так, проигрыша композиции, о существовании которой узнал только что, при исполнении пары куплетов (необходимость инструментального проигрыша может возникнуть например тогда, когда вокалист забывает слова). Кажется невероятным? А вы смогли бы повторить, скажем, только что услышанный анекдот? – Конечно, да. Так же и с гитарой, запомнить и воспроизвести услышанное не так уж трудно. При развитии определённых навыков, разумеется. И пусть это импровизация, и звучание будет не столь впечатляющим, как в разученной композиции, всё же вы не ударите в грязь лицом и состоитесь как гитарист.

 

При разучивании аккомпанемента по нотам ничего предугадывать, как вы понимаете, не приходится. Здесь надо добросовестно выучить текст (даже если он впоследствии будет перед глазами), чтобы при соединении с вокалом не допускать ошибок, и, путём многократных повторений, постичь задумку автора и воплотить её в жизнь в полном блеске. Или, если хотите, одушевить.

 

В библиотеке моего сайта (Гитарная Школа А.Носова > Библиотека гитариста > Вокал и гитара) много… нет, не много, а очень много моих аранжировок для вокала и гитары, входящих в золотой фонд мировой музыкальной культуры. Именно мировой, поскольку там присутствуют хиты многих стран мира. Запись выполнена нотами и включает в себя партию вокала с подтекстовкой, партию гитары с подробнейшей аппликатурой и текст песни на языке оригинала.  Партия гитары продублирована табулатурой. Прилагается ссылка на скачивание mp3. В общем, заходите, слушайте, выбирайте… если готовы к исполнению аккомпанемента предложенной трудности. А если не готовы, учитесь играть, или совершенствуйтесь в игре, привлекательность которой тем выше, чем разнообразней ваша исполнительская техника. А я вам в этом помогу. Мои уроки, слоган которых «От новичка до профессионала» или «Не научится только тот, кто читать не умеет», к вашим услугам.

 

Об игре в ансамбле гитаристов. Эта тема так же появится в новых уроках. Но рассказать там планирую не только о том, как это делается в принципе и как добиться согласованности звучания в частности, но и дать возможность попрактиковаться в игре дуэтом, трио, квартетом и секстетом. Воплотить это в жизнь с современными технологиями не сложно.

 

Знаете, что самое сложное в создании ансамбля? Разобрать собственную партию, если, конечно, она не представляет собой основную мелодическую линию, а, следовательно, легка для восприятия. Потому что, на первый взгляд, она представляется невразумительным набором несогласованных звуков. Но именно в этом и заключается особенность игры в ансамбле: каждая партия неповторима и проявляет себя только при коллективном музицировании, что и обнаруживается в ходе репетиций.

 

В наше время решение проблемы по разучиванию отдельных гитарных партий упрощено (читайте, упрощено понимание того «Зачем я это играю»), а значит упрощено и создание ансамблей. Просто разберите нотный текст, включите звуковой файл Tutti, прилагаемый к каждой композиции (по крайней мере, в выпускаемых мной продуктах всегда так), и играйте собственную партию до полного осмысления происходящего. А затем уж собирайтесь всем коллективом и радуйтесь согласованному звучанию. Да, и здесь работы непочатый край: координирование общей и индивидуальной громкости и темпа, например. Но, всё же, это много легче и приятней, чем собираться ради нудной черновой работы.

 

В библиотеке моего сайта (Гитарная Школа А.Носова > Библиотека гитариста > Гитарные ансамбли) вы найдёте значительное количество гитарных ансамблей в моей аранжировке, относящихся к разным жанрам (классика, поп, джаз), расписанных для дуэта, трио, квартета и секстета гитаристов – самых востребованных по числу участников составов. И это нотное собрание регулярно пополняется. Каждый нотный экземпляр содержит партитуру (pdf), партии отдельных гитар (pdf) и ссылку на звуковой файл (mp3). Так что, заходите, слушайте, выбирайте…

 

С пожеланиями успехов в музицировании.

 

Андрей Носов