О совершенствовании техники исполнения. В данном диапазоне уроков мы продолжим совершенствование мелкой техники, освоив хроматические гаммы (по полутонам). Также…
закончим работу над мелизмами (на очереди самые сложные, пожалуй, их виды – группетто и трели) и освоим гаммы двойными нотами (интервалами). Кроме того, изучим такие приёмы игры, как «Стаккато», «Тамбурин», «Флажолеты». В общем, есть над чем поработать: ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ГИТАРЕ требует времени и сил. Но можете быть уверены, вложенные усилия не пропадут даром. Все изученные приёмы окажутся востребованными в игре.
Об изучаемых произведениях. Пополнение репертуара – не менее важная составляющая обучения. И посмотрите за счёт каких произведений мы будем это делать. Это и мелодия из фильма «Black Orpheus», и «Feelings», и «Besame Mucho», и «Tico-Tico», произведения, которые можно причислить к ряду бессмертных, мода на которые не пройдёт никогда. И, конечно же, все эти произведения имеют ещё один вариант в моей аранжировке: «Библиотека гитариста» > «Гитара соло» > «Ноты + Табы». Зачем писать новые переложения, если и эти вполне сносны? Да затем, что жизнь идёт, появляются новые ощущения, идеи, мысли. Поэтому хочется иногда вернуться к произведениям, с которыми работал когда-то, чтобы взглянуть на них глазами изрядно «повзрослевшего» человека.
О народной манере исполнения – «бое». В этих уроках, помимо классического набора приёмов, будем изучать и игру в народной манере, в том числе, в стиле «Фламенко». Случайно услышал на гитарном концерте разговор двух мужчин интеллигентного вида, общавшихся на тему использования ударной техники игры на гитаре. Услышанное не порадовало. Это и быдловский способ извлечения звука… И манера исполнения, годящаяся только для шпаны в парках… Хотел было вмешаться в разговор и опровергнуть эти высказывания. Но увидел в их глазах непоколебимую уверенность в своей правоте и отступил: зачем пытаться доказывать что-то людям, которым доказать ничего не возможно.
Подумалось тогда: «А ведь немало, видимо, гитаристов придерживаются того же мнения». И решил высказаться здесь. Господа, ударная техника извлечения звука – чрезвычайно могучее средство достижения художественной выразительности (квинтэссенцией является стиль «Фламенко», вобравший в себя всё, что подпадает под термин «Удар по струнам»). И отвергать её, значит снижать возможности гитары. Поиграйте испанских, португальских, латиноамериканских авторов, удостоившихся высокого звания «классиков». Или хотя бы послушайте, если сыграть творения этих мастеров не под силу. И поймёте, что ударная техника в гитаре не просто допустима, но порой и необходима.
Я, как автор гитарных аранжировок, тоже оставил след в этом направлении, часто выражая линию среднего голоса «боем» (в то время, как мелодия и бас исполняются обычным, классическим способом). Зачем? Во-первых, чтобы придать среднему голосу бо́льшую остроту и резкость, сопоставимую со звучанием ритм-гитары, ведущей самостоятельную партию в рок и поп-группах. Во-вторых, играть пунктирный ритм – частый гость в линии среднего голоса – таким способом много удобней. В-третьих, достигаю более правдоподобной иллюзии звучания нескольких гитар, при исполнении одним гитаристом. И добиваюсь-таки своего. Свидетельством чего являются письма с вопросом: «А правда ли, что то, что мы слышали в разделе «Ноты + Табы» на вашем сайте, звучит в исполнении одной гитары?». Правда, уважаемые, правда. Подтверждение чему служат ноты этих произведений. Послушайте и вы, если будет время. Мой звуковой архив к вашим услугам!
Желаю успехов в обучении, творчестве, да и вообще, в жизни!
Андрей Носов