О совершенствовании техники исполнения. В данном диапазоне уроков продолжаем совершенствовать технику исполнения. Освоим…
гаммообразные пассажи (когда, как по ступенькам лестницы: три вверх – две вниз, три вверх – две вниз и т.д.), ломаные гаммы (когда, как по ступенькам лестницы: 1 – 3, 2 – 4, 3 – 5 и т.д.) и продолжим изучение мелизмов (музыкальных украшений). Как видите, мой КУРС ИГРЫ НА ГИТАРЕ многогранен, что во многом и предопределяет успех конечного результата…
Об изучаемых произведениях. Техника техникой, а и о репертуаре забывать не будем. Иначе зачем учиться? Разучим такие музыкальные шедевры, как темы из фильмов «История любви», «Шербурские зонтики», «Крёстный отец». Эти мелодии в своё время покорили весь мир и, очень надеюсь, понравятся и вам. Кстати, я сделал другие аранжировки этих произведений, оценить которые можно здесь: «Библиотека гитариста» > «Гитара соло» > «Ноты + табы». Значит ли это, что новые обработки лучше? Нет, просто они… другие.
Меня спрашивают иногда, почему в своём курсе игры на гитаре я привожу мало классики. Ответ прост: известная музыка популярного жанра на слуху, и её разучивание идёт с бо́льшим энтузиазмом. Да и классику воспринимают далеко не все, к большому моему сожалению. Особенно молодое поколение, которое славится неприятием всего, что выходит за рамки принятого в их кругах. Конечно, общение с гитарой не пройдёт даром и, уверен, кого-то из них потянет и на серьёзную музыку. Но это будет потом. Сейчас главное дать им шанс начать и продолжить начатое с удовольствием.
О подборе мелодий по слуху. Подбор мелодий – чрезвычайно увлекательный процесс, как, впрочем, любой вид творчества. Лишь бы только это увлечение не перевесило необходимость обучения игре на гитаре. В противном случае создать полноценную аранжировку не удастся: помешает низкий уровень технической оснащённости. Заметили, что я противопоставил термины «Подбор» и «Аранжировка»? «Подбор» в конечном результате – это воспроизведение мелодии в сопровождении несложного аккомпанемента. А «Аранжировка (гитарная)» – это комплекс мер, направленный на достижение полноценного звучания (сопоставимого со звучанием оркестра), чётко выверенный и сбалансированный.
Если говорить об аранжировке в принципе, то её значение чрезвычайно велико. И очень жаль, что фамилия аранжировщика часто остаётся неизвестной. Жаль потому, что произведение нередко получает популярность благодаря именно талантливой аранжировке. Взять, к примеру, песню «Подмосковные вечера», о которой сам автор – В.Соловьёв-Седой – отзывался: «Дрянь вещица, не получилась она у меня». И в самом деле, при исполнении одним солистом с оркестром песня казалась тягучей, заунывной. Но стоило аранжировщику – В.Кнушевицкому – ввести в неё бэк-вокал, как звучание оживилось, что, в сочетании с прекрасной мелодией, и предопределило её успех во всём мире.
Ну, а примеров удачных гитарных аранжировок, сохранивших творения композиторов в памяти потомков, и вовсе не счесть. Взять, хотя бы, «Asturias» И.Альбениса, пьесу, изначально написанную для фортепиано, но которую, благодаря блестящей аранжировке А.Сеговии, теперь чаще играют гитаристы. В том числе, концертирующие, для многих из которых это произведение является визитной карточкой. Кстати, ноты для гитары можно бесплатно скачать здесь: «Библиотека гитариста» > «Классическая музыка» > 23 – Suite Espanola no.1, Asturias (I.Albeniz).
О создании аранжировок. Всё начинается с подбора мелодии на трёх первых тонких струнах. Причём, в той тональности, в которой звучит оригинал. Не бойтесь действовать в середине грифа, это бывает лучше, нежели тесниться на первых ладах. Именно тесниться, поскольку смещение мелодии в зону первых ладов часто не позволяет в полной мере развиться басовым звукам и звукам среднего голоса (условно, партии ритм-гитары). Кстати, если вы читаете эти строки, ещё не приступив к изучению моего курса, то знайте, что информация по поводу наименования гитарных голосов (звуковых потоков) представлена в уроках, равно как и термины и понятия, используемые для написания статей.
Потом постарайтесь подключить бас, лучше с использованием двух-трёх открытых струн. Если двух-трёх открытых струн, не портящих гармонии звучания, найти не удаётся, попробуйте сдвинуть линию мелодии на какое-то количество ладов вверх или вниз до улучшения результата. Это действие называется подбором тональности.
Когда мелодия и бас начнут проигрываться без всяких проблем, сделайте ещё шаг на пути к полноценной аранжировке – подберите средний голос в рамках избранной тональности. Средний голос может быть изложен либо арпеджио, либо созвучиями (расположенными равномерно или пунктирно). А если повезёт, то и аккордами (хотя излишняя звуковая масса может повлиять на расстановку акцентов). По ходу дела определяем с помощью какого приёма решить игровой эпизод: «Баррэ», «Легато» и пр. А также думаем над тем, стоил ли использовать мелизмы, флажолеты или нет.
Вот собственно и вся технология. Кажется не сложной, не правда ли? Почему же тогда одни аранжировки играются так удобно (будто сам для себя писал) и звучат так, что хочется играть ещё и ещё, а другие… Чего не хватает аранжировщику для успеха: развитого музыкального слуха, знаний гармонии, гитарных приёмов, образного мышления, фантазии, ощущения прекрасного, опыта, таланта, в конце концов? Именно… нехватка хотя бы одного компонента, из вышеперечисленных, не позволит достичь качественного результата в создании аранжировок для гитары. Но… узнать об этом вы сможете только, приступив к работе. Ну, так беритесь за дело и верьте, что именно у вас всё получится. Не сразу, конечно, но в будущем… А пока играйте то, что пишу для гитары соло я (хотя в сферу моих профессиональных интересов входит создание аранжировок для голоса в сопровождении гитары и гитарных ансамблей, которые можно найти в библиотеке гитариста данного веб-сайта). А, играя, думайте, анализируйте, сопоставляйте…
Удачи вам, коллеги!
Андрей Носов