Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с уроками игры на гитаре, то советовал бы, для начала, ознакомиться с текстом на главной странице веб-сайта, чтобы знать, что представляет собой Гитарная Школа А.Носова в принципе, и чего ждать от обучения в частности.

Урок №41
#1-е упражнение: гамма соль минор мелодический вид (1 х 8). #2-е упражнение: арпеджио – 49-й и 50-й вид.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 8 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»КАНЦОНА» Ф. да Милано (1-й – 8-й такты).

 

41-й урок состоит из 14 страниц формата А4, PDF.


Урок №42
#1-е упражнение: гамма соль минор мелодический вид (1 х 4). #2-е упражнение: арпеджио – 51-й и 52-й вид.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 8 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»КАНЦОНА» Ф. да Милано (9-й – 16-й такты).

 

42-й урок состоит из 12 страниц формата А4, PDF.


Урок №43
#1-е упражнение: гамма соль минор мелодический вид (1 х 2). #2-е упражнение: арпеджио – 53-й вид.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 8 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»КАНЦОНА» Ф. да Милано (17-й – 24-й такты).

 

43-й урок состоит из 14 страниц формата А4, PDF.


Урок №44
#Особые виды ритмического деления (непарное деление длительностей). #1-е упражнение: гамма соль минор мелодический вид (1 х 1).

2-е упражнение: арпеджио – 54-й вид. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 8 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»КАНЦОНА» Ф. да Милано (25-й – 34-й такты).

 

44-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.


Урок №45
#Дирижирование: простые метры, сложные метры, смешанные метры. #1-е упражнение: гамма соль минор мелодический вид – универсальная.

#2-е упражнение: арпеджио – 55-й вид. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 9 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»МАЗУРКА» М.Рокамора (1-й – 9-й такты).

 

45-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF.


Урок №46
#Пунктирный ритм: с одной точкой, с двумя точками. #1-е упражнение: гамма соль минор мелодический вид – универсальная с изменением динамики звука.

#2-е упражнение: арпеджио – 56-й вид. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 4 упражнения повышенного уровня сложности; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»МАЗУРКА» М.Рокамора (10-й – 13-й такты).

 

46-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF.


Урок №47
#1-е упражнение: вариация на тему гаммы соль минор мелодический вид. #2-е упражнение: арпеджио – 57-й вид. "Нисходящее" легато.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «нисходящего легато» – 10 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»МАЗУРКА» М.Рокамора (14-й – 18-й такты).

 

47-й урок состоит из 19 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео и звуковой файл.


Урок №48
#Арпеджиато. #Упражнения на развитие техники "арпеджиато". #1-е упражнение: вариация на тему гаммы соль минор мелодический вид – универсальная с изменением динамики звука.

#2-е упражнение: арпеджио – 58-й вид. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «нисходящего легато» – 8 упражнений; Б) «нисходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»ТЁМНАЯ НОЧЬ» музыка Н.Богословского (1-й – 4-й такты). Переложение А.Носова.

 

48-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео и звуковой файл


Урок №49
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (1-я половина). #2-е упражнение: арпеджио – 59-й вид.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «нисходящего легато» – 8 упражнений; Б) «нисходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»ТЁМНАЯ НОЧЬ» музыка Н.Богословского (5-й – 12-й такты).

 

49-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF.


Урок №50
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (2-я половина). #2-е упражнение: арпеджио – 60-й вид.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «нисходящего легато» – 8 упражнений; Б) «нисходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»ТЁМНАЯ НОЧЬ» музыка Н.Богословского (13-й – 20-й такты). #Ноты на 1-й и 2-й струне с XII-го – по XVII-й лад включительно.

 

50-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF.


Урок №51
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (соединение двух половин). #Смена позиции – "замещение".

#2-е упражнение: «замещение» – 6 упражнений. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «нисходящего легато» – 8 упражнений; Б) «нисходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»ТЁМНАЯ НОЧЬ» музыка Н.Богословского (21-й – 28-й такты). #Ноты на 3-й и 4-й струне с XII-го – по XVII-й лад включительно.

 

51-й урок состоит из 25 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.


Урок №52
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (увеличение скорости исполнения).

#2-е упражнение: «замещение» – 5 упражнений. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «нисходящего легато» – 8 упражнений; Б) «нисходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»ТЁМНАЯ НОЧЬ» музыка Н.Богословского (29-й – 40-й такты). #Ноты на 5-й и 6-й струне с XII-го – по XVII-й лад включительно.

 

52-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.


Урок №53
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные. #Смена позиции – "скольжение".

#2-е упражнение: «скольжение» – 10 упражнений. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «нисходящего легато» – 8 упражнений; Б) «нисходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #Мелодия из к/ф «ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ» музыка Л.Оливейры (1-й – 4-й такты). Переложение А.Носова.

 

53-й урок состоит из 23 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.


Урок №54
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные (увеличение скорости исполнения).

#2-е упражнение: «скольжение» – 4 упражнения. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «нисходящего легато» – 8 упражнений; Б) «нисходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #Мелодия из к/ф «ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ» музыка Л.Оливейры (5-й – 8-й такты).

 

54-й урок состоит из 19 страниц формата А4, PDF.


Урок №55
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные с изменением динамики звука. #Смена позиции – "скачки".

#2-е упражнение: «скачки» – 6 упражнений. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «нисходящего легато» – 9 упражнений; Б) «нисходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #Мелодия из к/ф «ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ» музыка Л.Оливейры (9-й – 12-й такты).

 

55-й урок состоит из 22 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.


Урок №56
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные с изменением динамики звука (закрепление навыка, полученного в прошлом уроке).

#2-е упражнение: «скачки» – 5 упражнений. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «нисходящего легато» – 4 упражнения повышенного уровня сложности; Б) «нисходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #Мелодия из к/ф «ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ» музыка Л.Оливейры (13-й – 16-й такты).

 

56-й урок состоит из 19 страниц формата А4, PDF.


Урок №57
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (1-я половина). #Смена позиции – "опережение".

#2-е упражнение: «опережение» – 6 упражнений. #Смешанное легато. #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «смешанного легато» – 8 упражнений; Б) «нисходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #Мелодия из к/ф «ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ» музыка Л.Оливейры (17-й – 24-й такты).

 

57-й урок состоит из 21 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются две ссылки на видео.


Урок №58
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (2-я половина). #2-е упражнение: "опережение" – 5 упражнений.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «смешанного легато» – 8 упражнений; Б) «смешанное легато» с «баррэ» – одно упражнение. #Мелодия из к/ф «ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ» музыка Л.Оливейры (25-й – 30-й такты).

 

58-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.


Урок №59
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (соединение двух половин).

#2-е упражнение: гамма на одной струне (мажорная от открытой струны). #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «смешанного легато» – 8 упражнений; Б) «смешанное легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»СТРАННИКИ» А.Рамиреса (1-й – 4-й такты). Переложение И.Ковалевского.

 

59-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF.


Урок №60
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (увеличение скорости исполнения).

#2-е упражнение: гамма на одной струне (минорная от открытой струны). #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «смешанного легато» – 8 упражнений; Б) «смешанное легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»СТРАННИКИ» А.Рамиреса (5-й – 9-й такты).

 

60-й урок состоит из 14 страниц формата А4, PDF.


Урок №61
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные.

#2-е упражнение: гамма на одной струне (мажорная от 1-го пальца). #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «смешанного легато» – 8 упражнений; Б) «смешанное легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»СТРАННИКИ» А.Рамиреса (10-й – 17-й такты).

 

61-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF.


Урок №62
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные (увеличение скорости исполнения).

#2-е упражнение: гамма на одной струне (минорная от 1-го пальца). #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «смешанного легато» – 8 упражнений; Б) «смешанное легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»СТРАННИКИ» А.Рамиреса (18-й – 25-й такты).

 

62-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF.


Урок №63
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные с изменением динамики звука.

#2-е упражнение: гамма на одной струне (мажорная от 2-го пальца). #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «смешанного легато» – 8 упражнений; Б) «смешанное легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»СТРАННИКИ» А.Рамиреса (26-й – 37-й такты).

 

63-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.


Урок №64
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные с изменением динамики звука (закрепление навыка, полученного в прошлом уроке).

#2-е упражнение: гамма на одной струне (минорная от 2-го пальца). #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «смешанного легато» – 8 упражнений; Б) «смешанное легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»ВЧЕРА» Д.Леннона-П.Маккартни (1-й – 3-й такты). Переложение А.Носова.

 

64-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF.


Урок №65
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (1-я половина).

#2-е упражнение: гамма на одной струне (мажорная от 3-го пальца). #3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «смешанного легато» – 5 упражнений повышенного уровня сложности; Б) «смешанное легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»ВЧЕРА» Д.Леннона-П.Маккартни (4-й – 7-й такты).

 

65-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF.


Урок №66
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (2-я половина).

#2-е упражнение: гамма на одной струне (минорная от 3-го пальца). #Глиссандо. #3-е упражнение: развитие техники исполнения «глиссандо» – 6 упражнений. #»ВЧЕРА» Д.Леннона-П.Маккартни (8-й – 14-й такты).

 

66-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.


Урок №67
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (соединение двух половин).

#2-е упражнение: гамма на одной струне (мажорная от 4-го пальца). #Глиссандо-легато. #3-е упражнение: развитие техники исполнения «глиссандо» – 6 упражнений. #»ВЧЕРА» Д.Леннона-П.Маккартни (15-й – 18-й такты).

 

67-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.


Урок №68
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор (увеличение скорости исполнения).

#2-е упражнение: гамма на одной струне (минорная от 4-го пальца). #Мелизмы. #Форшлаги. #»Восходящие» форшлаги. #3-е упражнение: развитие техники исполнения «восходящих» форшлагов – 10 упражнений. #»ВЧЕРА» Д.Леннона-П.Маккартни (19-й – 22-й такты).

 

68-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео и звуковой файл.


Урок №69
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные.

#2-е упражнение: гамма до мажор терциями (1-я половина). #3-е упражнение: развитие техники исполнения «восходящих» форшлагов – одно упражнение. #»ВЧЕРА» Д.Леннона-П.Маккартни (23-й – 32-й такты).

 

69-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.


Урок №70
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные (увеличение скорости исполнения).

#2-е упражнение: гамма до мажор терциями (целиком). #3-е упражнение: развитие техники исполнения «восходящих» форшлагов – одно упражнение. #Звукоизвлечение с опорой на соседнюю струну («апояндо»). #Ногтевое звукоизвлечение. #Изменение тембральной окраски звучания. #»РОМАНС» В.Гомеса (1-й – 8-й такты).

 

70-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.


Урок №71
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные с изменением динамики звука.

#2-е упражнение: вариация на тему гаммы до мажор терциями. #3-е упражнение: развитие техники исполнения «восходящих» форшлагов – одно упражнение. #»РОМАНС» В.Гомеса (9-й – 17-й такты).

 

71-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


Урок №72
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль мажор – универсальные с изменением динамики звука (закрепление навыка, полученного в прошлом уроке).

#2-е упражнение: гамма соль мажор терциями (1-я половина). #3-е упражнение: развитие техники исполнения «восходящих» форшлагов – одно упражнение. #»РОМАНС» В.Гомеса (18-й – 21-й такты).

 

72-й урок состоит из 8 страниц формата А4, PDF.


Урок №73
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (1-я половина).

#2-е упражнение: гамма соль мажор терциями (целиком). #3-е упражнение: развитие техники исполнения «восходящих» форшлагов – одно упражнение. #»РОМАНС» В.Гомеса (22-й – 25-й такты).

 

73-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


Урок №74
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (2-я половина).

#2-е упражнение: вариация на тему гаммы соль мажор терциями. #3-е упражнение: развитие техники исполнения «восходящих» форшлагов – одно упражнение. #»РОМАНС» В.Гомеса (26-й – 29-й такты).

 

74-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


Урок №75
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (соединение двух половин).

#2-е упражнение: гамма ре мажор терциями (1-я половина). #3-е упражнение: развитие техники исполнения «восходящих» форшлагов – одно упражнение. #»РОМАНС» В.Гомеса (30-й – 34-й такты).

 

75-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.


Урок №76
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор (увеличение скорости исполнения).

#2-е упражнение: гамма ре мажор терциями (целиком). #»Нисходящие» форшлаги. #3-е упражнение: развитие техники исполнения «нисходящих» форшлагов – 10 упражнений. #»ШОРО» Д.Семензато (1-й – 4-й такты).

 

76-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.


Урок №77
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные.

#2-е упражнение: вариация на тему гаммы ре мажор терциями. #3-е упражнение: развитие техники исполнения «нисходящих» форшлагов – одно упражнение. #»ШОРО» Д.Семензато (5-й – 8-й такты).

 

77-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


Урок №78
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные (увеличение скорости исполнения).

#2-е упражнение: гамма ля мажор терциями (1-я половина). #3-е упражнение: развитие техники исполнения «нисходящих» форшлагов – одно упражнение. #»ШОРО» Д.Семензато (9-й – 16-й такты).

 

78-й урок состоит из 8 страниц формата А4, PDF.


Урок №79
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные с изменением динамики звука.

#2-е упражнение: гамма ля мажор терциями (целиком). #3-е упражнение: развитие техники исполнения «нисходящих» форшлагов – одно упражнение. #»ШОРО» Д.Семензато (17-й – 21-й такты).

 

79-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


Урок №80
#1-е упражнение: гаммаобразные пассажи на тему гаммы соль минор – универсальные с изменением динамики звука (закрепление навыка, полученного в прошлом уроке).

#2-е упражнение: вариация на тему гаммы ля мажор терциями. #3-е упражнение: развитие техники исполнения «нисходящих» форшлагов – одно упражнение. #»ШОРО» Д.Семензато (22-й – 25-й такты).

 

80-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.


Мысли по поводу…

О дирижировании. Зачем гитаристу дирижирование? – Для определения сложного ритмического рисунка (выполняется без гитары), в случае, если…


не сработают обычные способы – словесный отсчёт долей или постукивание мыска ноги (подробности в уроках). Особенно полезно дирижирование при определении времени звуков, входящих в состав фигур (групп) непарного деления длительностей: дуолей, триолей, квартолей, квинтолей и т.д. А быть может это единственный способ корректного их определения. Так что, пожалуйста, не думайте, что дирижирование только для вокалистов, и изучите тему основательно. Все уловки определения сложного ритмического рисунка прописаны в уроках.

 

О пунктирном ритме. Пунктирный ритм заключается в двух соседних нотах разной длительности, повторяющихся в течение какого-то времени. Поэтому, словесно, он может выглядеть так: там-та, там-та и т.д.; или так: та-там, та-там и т.д. Самое сложное в прочтении пунктирного ритма – определить момент вступления короткой длительности, следующей за долгой. Либо момент вступления долгой длительности, следующей за короткой. В любом случае, главной «головной болью» для исполнителей является короткая длительность. И, чем пара длительностей, составляющих пунктирный ритм мельче, тем «головная боль» сильней. Нюансы корректного прочтения пунктирного ритма прописаны в уроках, равно как и хитрости, помогающие в этом деле. Здесь же скажу, что идеальный расчёт момента вступления звуков иногда… вредит музыкальной составляющей. Чаще требуется сделать пунктирный ритм более сглаженным или, напротив, более острым, нежели это следует из нотной записи. В общем, читайте мои УРОКИ ИГРЫ НА ГИТАРЕ и будете в курсе всех тонкостей управления пунктирным ритмом…

 

Об арпеджиато. Арпеджиато – приём, дающий такое звучание, будто вы проводите одним пальцем правой руки по струнам (название рук, здесь и далее, дано применительно к стандартному расположению гитары, когда гриф направлен в левую сторону от исполнителя). Применяется к нескольким струнам (от двух до шести) и обозначается волнистой вертикальной линией, устанавливаемой слева от нот, требующих арпеджирования. Выполняется как одним пальцем правой руки, так и разными. Ну, а как это делается, и что бывает при злоупотреблении арпеджиато, узнаете в уроках…

 

О гамме на одной струне. Гамма на одной струне – одно из средств развития беглости пальцев вдоль грифа, и, следовательно, развития виртуозности. Начнём с гамм, где расстояние между соседними звуками не превышает одного тона, а позже подключим пассажи, где промежутки между соседними звуками будут уже больше.

 

Виртуозность – это способность достичь высшей степени мастерства с целью демонстрации её публике. Именно так, с целью демонстрации. Как-то не очень верится, что человек трудится годами только затем, чтобы укрыться в укромном месте и наслаждаться собственным искусством. Хотя, может и есть такие, кто не выходит «в народ» из-за стеснительности или сомнения в качестве исполняемой музыки. Специально для них скажу так: слушатели относятся излишне критично только к тем, для кого гитара – профессия. Ко всем остальным они вполне лояльны, в чём можно убедиться по отзывам, оставленным на различных видео хостингах. Так что, отриньте смущение и вперёд за восхищением публики.

 

Но давайте закончим разговор о виртуозности. Понятие «виртуозность» чаще всего понимается в виде головокружительного каскада звуков. Что, в общем, верно. Но подобное не всем дано, к сожалению. У кого-то проблемы с левой рукой (либо неподходящая постановка, либо излишняя закрепощенность), у кого-то с правой (низкая подвижность пальцев). Друзья, шагните навстречу мечте, изучите мой учебник! Там есть всё необходимое для воспитания серьёзного исполнителя. А уж песенный-то аккомпанемент вам будет покоряться с потрясающей лёгкостью, включая самые сложные его фрагменты – инструментальные соло. Кстати, не поленитесь, загляните в раздел «Библиотека гитариста», послушайте, что может гитара соло, в аккомпанементе и в ансамбле…

 

О выступлениях. Я обещал рассказать о своих выступлениях в компаниях за праздничным столом. Не думаю, что кто-то меня упрекнёт за это: обычное поведение музыканта… на отдыхе. Так вот, всякий раз выношу два впечатления. Одно позитивное, другое негативное. Позитив – от отзывов: «А я и не думал, что гитара на такое способна», «Душевно…». Негатив – от какой-нибудь парши… овц…, которая, как известно, всё стадо портит, и которая найдётся в любой компании. Начинается всё с невинного вопроса:

 

– А кто принёс с собой гитару?

– Я.

– Ну сыграй что-нибудь.

– А чтобы вы хотели?

– Даже так? Ты всё знаешь, что-ли?

– Большинство популярных произведений, остальное проаккомпанирую по памяти, если слышал.

– Ну, давай вот это.

– Играю…

– Ну, вообще-то, молодец.

 

А потом кто-то услужливо подсказывает, что он (я) – учитель музыки и это его (моя) работа, и… начинается.

 

– А вот это знаешь?

– Знаю. Только начинаю играть, прерывают: – А вот это?

 

И становится понятно, что у человека появилась мечта в жизни – срезать. Что тут скажешь?

 

Но это ещё не самое страшное. Самое страшное, когда человек выпачкает руки при поедании пищи, а затем протягивает их, даже не удосужившись вытереть, не то, что помыть с мылом: «Дай-ка гитарку, хочу вспомнить пару аккордов». Вот это для меня всё… Как, впрочем, для любого гитариста. Гитара – это же сокровенное…

 

Единственно, от кого ни разу не претерпел никаких неудобств – это от любителей классики или романсов. Не знаю, то ли публика эта исключительна интеллигентная, то ли имеет более высокий уровень культуры и музыкального восприятия, но принимает исполнение неизменно благожелательно и с благодарностью. Интересно то, что умение слушать не зависит от уровня образования или профессии. От души зависит, субстанции неведомой и загадочной…

 

Для чего я это пишу? – Для того чтобы подготовить вас на все случаи жизни. Или, как вариант, приготовиться дать отпор тем, для кого нет ничего святого (это я про нечистые руки, тянущиеся к вашему сокровищу – гитаре).

 

О «Глиссандо». «Глиссандо» – это приём, выполняемый путём скольжения пальца по струне (на одной или нескольких струнах), следствием чего является плавное и непрерывное изменение высоты звука. Обо всём этом вы сможете прочесть в 66-м уроке моего учебника. Здесь я вспомнил об этом приёме в связи с вопросом, заданным заочным учеником: «Вы пишите, что стартовая и финишная точка «Глиссандо» неизменно находятся на одной струне, а вот здесь – и даёт адрес веб-страницы – написано, что «Глиссандо» можно перенести на другую струну». Я не обязан нести ответственность за тексты, опубликованные в Интернете, за исключением собственных. Но отказать в разъяснении ученику был не в праве, поэтому ответил так: «На акустической гитаре любого типа (т.е. гитаре, качественно звучащей без использования электропитания) стартовая и финишная точка «Глиссандо» всегда находятся на одной струне. И люди, пишущие ноты для гитары, предполагают именно это, без каких-либо вариантов. Начать на одной струне и продолжить на другой нельзя потому, что: а) нарушится плавность и безостановочность изменения высоты звука – главнейшие условия «Глиссандо»; б) потребуется дополнительный звук (для задания колебания очередной струне) не предусмотренный нотной записью, без которого скольжение пальца не сможет сопровождаться характерным звуковым эффектом».

 

Составляю ответ и думаю: «Ну почему, почему любители писать на форумах не проверяют предоставляемую информацию? Это же так просто: взял гитару и… Но нет… И почему начинающие музыканты с лёгкостью верят любому бреду таких же начинающих и подвергают сомнению всё, сказанное педагогом?…

 

О «Портаменто». Если бы не очередной заочный ученик, так бы и не узнал, что гитарное сообщество испытывает проблемы с пониманием выполнения этого штриха. Все авторы, с мнением которых мне удалось ознакомиться, едины в том, что «Портаменто» выполняется посредством «Глиссандо» и расходятся только во взгляде на скорость перемещения пальца по струне, и моменте вступления следующей за «Глиссандо» ноты. «Они что, не в курсе, что «Портаменто» применяется, в том числе, и к нотам одинаковой высоты»? – подумал я. Видимо, нет, иначе предложили бы иной вариант толкования этого штриха, предусматривающий его выполнение без «Глиссандо». Что ж, сделаю это за них.

 

Ключ к пониманию «Портаменто» кроется в его обозначении – короткой горизонтальной чёрточке (–), размещаемой над нотной головкой или нотным штилем. Такая чёрточка, помимо гитарной литературы, используется и в нотах для других инструментов – струнных смычковых, духовых и т.д. Только там данное обозначение указывает на штрих «Деташе» (фр. détacher – отделять), выполняемый с твёрдой атакой начала каждого звука при условии полного их «перетекания». Подобное происходит и в гитаре. А именно (цитирую себя же, так как, данные мысли уже излагал в одном из документов, доступном для свободного ознакомления):

 

«Звучание ноты, исполняемой «Портаменто» начинается с акцента, «тяжесть» которого зависит от контекста текущего фрагмента произведения, и длится исключительно до момента вступления следующей ноты. «Портаменто» применяется, чаще всего, к нескольким соседним нотам, поэтому, несмотря на стремление к перетеканию ближайших звуков, он (штрих) рождает ощущение чёткого их разделения, сообщаемого акцентами (помните, что с фр. détacher – отделять?). Данный штрих может быть применён к нотам не только одинаковой, но и различной высоты. В этом случае, соединение двух соседних звуков МОЖЕТ БЫТЬ осуществлено приёмом «Глиссандо», заключающемся в скольжении пальца (прижимающего струну) по струне и, как следствие, в плавном изменении высоты звука».

 

Конец цитаты… Добавлю, применение «Глиссандо» при выполнении штриха «Портаменто» – не закон. Но если избрано «Глиссандо», то скорость скольжения пальца по струне, также, как и атака момента вступления звука, зависит от контекста текущего фрагмента произведения.

 

Надеюсь, после этой публикации, споры на тему «Портаменто» на форумах поутихнут. Хотя, вряд ли. Вскоре обязательно найдётся кто-то, кто не в теме, но которому покажется, что я (Андрей Носов) не прав, и всё начнётся с начала…

 

О мелизмах. В 68-м уроке начинается изучение мелизмов – мелодических украшений (если угодно, своеобразных музыкальных виньеток). Начнём с форшлагов, затем освоим морденты, группетто и трели. Что можно сказать о мелизмах в обзорной статье? Во-первых, то, что они реально украшают мелодию и применяются едва ли не в любом произведении романтического стиля. Поэтому, если вы поклонник испанских авторов или мечтаете играть венгерскую, цыганскую музыку, русские романсы, то это именно для вас. Хотя, конечно, наличие мелизмов в тексте не зависит от национальности автора или его географического положения. Во-вторых, то, что они выписываются мелкими нотами (точнее, нотами более мелкого шрифта) или… обозначаются специальными значками, требующих расшифровки. Не сомневаюсь, вы видели мелизмы, если просматривали когда-нибудь ноты для «продвинутых» гитаристов. И, не сомневаюсь, задали себе парочку вопросов, типа: «Как рассчитать протяжённость мелких нот?», «Как сочетать их с нотами, относящимся к другим гитарным голосам?». Так вот, для успешного прочтения мелизмов надо знать, что каждый гитарный голос самостоятелен в записи (а именно, самостоятельна мелодия, бас, средний голос и редко встречающийся 4-й голос). И, что все мелкие длительности входят в состав следующей за ними основной ноты. Вкратце всё, а подробности в уроках.

 

Желаю успехов в творчестве!

 

Андрей Носов